1.Инвентаризация как мероприятие внутреннего финансового контроля, новый риск-ориентированный подход к проведению инвентаризации, обновленные подходы Минфина России к Общим требованиям по инвентаризации – Приказ Минфина России от 13.09.2023 N 144н «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». - Общие требования к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- Функционал инвентаризационной комиссии в соответствии с Общими требованиями – инвентаризация не самоцель, а часть процесса работы с объектами бухгалтерского учета. Требования к инвентаризационной комиссии – состав, участники, кворум, бухгалтер, независимые эксперты – как все объединить и ничего не забыть; ответственный исполнитель комиссии – за и против назначения бухгалтера;
- Порядок проведения инвентаризации в соответствии с Общими требованиями – устанавливаем конкретику в Учетной политике, в том числе при централизации учета. Положение об инвентаризации – сколько раз в год, объем инвентаризации, обязательные объекты инвентаризации, методы проведения инвентаризации – как это работает на практике;
- Дата, на которую проводится инвентаризация – влияние инвентаризуемых видов активов и обязательств на дату, в отношении которых проводится инвентаризация – Общие требования к дате проведения инвентаризации.
2.Документы инвентаризации –- Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439): кто будет ответственным исполнителем, формирующим Решение, лист ознакомления и лист согласования, СМАРТ-контроль исполнения Решения о проведении инвентаризации, внесение изменений; как быть если во время инвентаризации заболел председатель комиссии, член комиссии или МОЛ. Оформление инвентаризации при полном отсутствии участника (комиссии или МОЛ);
- ЭДО для инвентаризационных описей – с чем ожидаемо столкнемся и как преодолеть «непреодолимые» противоречия особенности электронных документов, что внести в учетную политику в части инвентаризации 2024;
- Акт о результатах инвентаризации – раздел «все хорошо», раздел «все плохо», раздел «содержательные поправки» или еще раз о том, почему инвентаризацию нужно начинать заранее.
Раздел отклонений – формируем стоимость недостач и излишков, документальное оформление и принятие к учету. Определение правового статуса выявленного неучтенного имущества: как документально подтвердить право оперативного управления, когда уместно вести речь находке, что такое приобретательная давность в отношении движимого и недвижимого имущества. Постановка неучтенных объектов на балансовый или забалансовый учет в зависимости от результатов правовой оценки ситуации. Расследования по недостачам и повреждениям имущества, установление виновных, возмещение ущерба в судебном и досудебном порядке, получение страховых выплат.
Раздел изменения качественных характеристик – документальное сопровождение и уточненная методология процесса выбытия финансовых и нефинансовых активов. Унифицированные документы Приказа 61н, оформляющие изменения качественных характеристик. Обязательные положения учетной политики или Положения о работе комиссии по поступлениям и выбытиям активов.
3. Итоги инвентаризации: списание имущества в связи с моральным и физическим износом. - Особенности списания имущества при выявлении недостач, хищений, потерь в результате чрезвычайных происшествий.
4. Количественный и качественный анализ нефинансовых активов - правовые основания эксплуатации и (или) хранения имущества в учреждении. Законность, эффективность и целевой характер использования имущества. Получение, передача имущества в аренду или безвозмездное пользование. Эффективность и законность расходов на содержание, эксплуатацию и ремонты имущества, принадлежащего на праве оперативного управления или полученного в пользование. Инвентаризация при передаче или получении имущества в пользование. Особое внимание объектам, длительное время не используемым, в том числе хранящимся на складе или регулярно передаваемым в аренду. Использование в деятельности учреждения личного имущества сотрудников.
5. Количественный и качественный анализ финансовых активов: инвентаризация кассы как элемент внутреннего контроля в учреждении: как часто проводить и как оформлять. Обеспечение обязательного участия бухгалтера в инвентаризации денежных средств (наличных, безналичных) в условиях централизации учета:
- Анализ расчетов с дебиторами – дата и необходимость признания дебиторской задолженности на балансовых счетах, признание доходов будущих периодов (кредит счета 401 40), текущего года (кредит счета 401 10) и детализации доходов будущих периодов (счета 401 41, 401 49). Текущая и просроченная задолженность; долгосрочная и краткосрочная задолженность; сомнительная и безнадежная задолженность. Задолженность, нереальная ко взысканию – необходимость или не обязательно? Восстановление сроков давности – документальное оформление. Прощение долгов и оплата дебиторской задолженности третьими лицами, в том числе поступление средств в счет уплаты долга от судебных приставов – актив или сомнительная, каков характер задолженности. Задолженность органов-учредителей по прошлогодним субсидиям.
- Анализ расчетов с кредиторами – дата и необходимость признания кредиторской задолженности на балансовых счетах, на 500-х счетах, на счете 401 60.Текущая и просроченная задолженность; долгосрочная и краткосрочная задолженность; задолженность, не соответствующая понятию «обязательство» и невостребованная кредиторами. Восстановление сроков давности – документальное оформление. Оплата кредиторской задолженности третьим лицом. Зачисление в доход бюджета (учреждения) средств во временном распоряжении.
- Анализ расчетов по налогам и взносам – когда, с какой периодичностью и, на основании каких документов проводить выверку расчетов по налогами взносам. В чем причины разниц между бухучетом и учетом налогового органа. Расхождения при налоговой сверке –действия учреждения.
6.Резервы предстоящих расходов в организациях бюджетной сферы – правила, ограничения, обязанности: виды резервов согласно Инструкции 157н и федеральных стандартов – - какие из них обязательны, а какие определяются спецификой деятельности; резерв под приемку – суть, случаи признания и когда резерв можно не формировать; резервы в учетной политике; резервы в отчетности – контрольные соотношения, с чем сверить; особенности инвентаризации резервов.
- Резервы и санкционирование в Отчете об обязательствах (формы 0503128, 0503738): основания для отражения плановых назначений. Отражение в отчете переноса показателей 500-х счетов в связи с завершением года. Перерегистрация неисполненных прошлогодних обязательств. Принимаемые обязательства. Некассовые операции, списание кредиторской задолженности, оплата обязательств учреждения третьими лицами. Отрицательные показатели. Отложенные обязательства и резервы. Увеличение и уменьшение обязательств. Сопоставление с формами 0503169 и 0503769.
Ответы на вопросы слушателей и консультации
Программа может быть уточнена в связи с выходом уточнений и разъяснений Минфина России.Участников семинара приглашаем задать свои вопросы лектору до начала встречи в письменном виде и гарантированно получить ответ.